По большому счёту, все современные подходы к менеджменту и к проектированию (в широком смысле) отводят большое значение взаимодействию с потребителями / клиентами / благополучателями.
Как ни назови, это те люди, для которых мы создаём услуги, производим продукты, проводим мероприятия. В случае в НКО это будут социально значимые услуги, продукты, мероприятия.
Возьмём, например, сервис-дизайн. Это современный способ проектирования, и его можно успешно применять для разработки социальных проектов и программ. (Я точно это знаю, так как целый год работала в некоммерческом проекте, который только так и работал).
Так вот, проектирование по сервис-дизайну — это цепочка шагов, которые можно описать следующим образом «сделали что-то похожее на то, что задумали — спросили людей, как им это — учли пожелания и сделали новый вариант — снова спросили людей…». И так далее до конечного продукта. Так создаются решения, которые удобны, приятны и учитывают потребности и ожидания тех, для кого они предназначены.
Например, сделать пожертвование в НКО можно не только по реквизитам, которые нужно скачать с сайта (как было ещё несколько лет назад), а прямо на сайте через удобную встроенную форму или даже с помощью кнопки в соцсети. Или пообщаться с консультантом можно не только очно в определённые рабочие часы, а в удобное время и онлайн. Это примеры проектирования в духе сервис-дизайна.
Или возьмём, например, Agile. В нём вообще много классных вещей, которые позволяют продуктивно существовать творческим командам (а это и про НКО тоже). Но сейчас хочу подчеркнуть базовый принцип проектирования по agile: при реализации проекта важно ориентироваться на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды и учитывать обратную связь.
Думаю, многие НКО были в ситуации, когда чувствовали, что проект, придуманный год назад и только сейчас получивший финансирование (эх, вот она, наша система грантов…), требует изменений, адаптации к настоящему моменту. Внесение изменений в первоначальный план — это в духе agile.
И сервис-дизайн, и agile в качестве базового инструмента используют обратную связь. Что люди думают о нашей идее или нашем продукте? Готовы ли они прийти на мероприятие, которое мы придумали? Удобно ли им получать наши услуги таким способом? Что не хватило людям в нашем проекте?
Именно обратная связь связывает наши идеи с реальными потребностями людей и тем самым повышает их пользу.
Да, я фанат обратной связи) И я знаю, что это помогает НКО развивать проекты, услуги, мероприятия.
Приглашаю на онлайн-курс для НКО
«Анкета обратной связи своими руками»