10 причин для НКО провести социологическое исследование

«А зачем нам нужны эти самые социологические исследования? Ведь жили мы как-то без них, и вполне успешно!» Это достаточно распространённая реакция руководителей и сотрудников НКО, когда речь заходит о социологических исследованиях.

На самом деле, причин для НКО провести социологическое исследование достаточно много.

Вот мой ТОП-10.

1. Получить обоснование для нового проекта или программы
Часто бывает: есть внутреннее ощущение, что надо начинать работать с определённой целевой группой или проблемой. И в таком случае исследование, даже очень локальное, позволит собрать информацию для принятия решений и детального планирования.

2. Объективно проиллюстрировать проблему, с которой вы работаете
Отсылка к результатам исследования в заявке на грант или проектном предложении отлично визуализирует проблему. Это выглядят обосновано и серьёзно.

3. Сформировать «отправные точки» для лоббирования и адвокации
Если вы планируете активные действия в интересах ваших благополучателей, то результаты исследований тут будут отличным подспорьем. Они помогут уточнить позиции различных групп экспертов о проблеме, с которой вы работаете. А это необходимо для формирования ожидаемого результата, а также шагов по его достижению.

4. Уточнить, «существует ли» проблема, с которой вы работаете, для государства: что показывает и что скрывает официальная статистика
Если вы знаете, где и как собирается государственная статистика по вашей целевой группе или проблеме (а это не всегда очевидно!), то вы владеете поистине уникальной информацией. Это позволяет понять самим и донести до лиц, принимающих решения, почему по статистике «проблемы нет», а оценки экспертов и ваш опыт говорят об обратном. Такой анализ также может быть проведен с помощью методов прикладной социологии.

5. Узнать что-то новое о целевой группе, с которой вы работаете или только планируете работать
Оценка социально-демографических характеристик, знаний, поведения, ценностей, установок, нужд целевой группы – это, что называется, must have для НКО. Не зная свою целевую группу, невозможно эффективно планировать работу. Конечно, вы и так хорошо её знаете: ведь вы уже столько лет работаете в ней. Но, поверьте, результаты исследования всё же могут вас удивить. Это одна из особенностей исследований, которую я очень люблю: кажется, что ты все уже знаешь, а на самом деле всегда есть место сюрпризу!

6. Узнать, что «говорит» общественное мнение о целевой группе или проблеме
Не секрет, что «правильное» общественное мнение помогает «сдвинуть» практически любую социальную проблему. Именно поэтому инструменты оценки общественного мнения незаменимы для НКО.

7. Узнать что-то новое о своей организации
Знать, как воспринимается ваша НКО во внешней среде, чрезвычайно важно для продвижения новых идей и проектов. Начиная развивать совершенно новое направление работы, неплохо оценить, как ваша организация воспринимается партнёрами, представителями власти, донорами, целевой группой.

8. «Собрать паззл» социальных услуг, ориентированных на целевую группу или проблему
Для решения вашей проблемы так много нужно сделать, а у вашей целевой группы так много нужд и потребностей… а ресурсы ограничены. И здесь также на помощь приходят исследования. Можно провести оценку того, какие ещё услуги реализуют в вашей сфере, а потом, уже имея полную картину, подумать и обсудить с другими организациями возможности совместной работы. Именно так появляются сетевые проекты, которые более эффективно расходуют ресурсы и достигают более весомых результатов.

9. Выявить сложности, которые возникают при реализации проектов и программ, а также получить предложения по развитию
Конечно, проведение исследования о сложностях, с которыми сотрудники НКО сталкиваются в работе, или о том, что они могут предложить для развития проектов и программ, не может заменить супервизий и рабочих совещаний. Но в некоторых ситуациях, когда надо оперативно и анонимно собрать информацию (особенно когда сложно собраться всем вместе), исследования могут быть очень эффективны.

10. Удовлетворить исследовательское любопытство :)
Строго говоря, в основе любого социологического исследования лежит любопытство. Стремление узнать и понять окружающую действительность, способность задавать вопросы и искать на них ответы – не это ли обеспечивает движение вперед и вверх?!! А ведь это – суть любого исследования.

Интересуетесь социологическими исследованиями для НКО?
Узнайте об этом больше…

Понравилась статья? Поделитесь с коллегами и друзьями. Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Email this to someone
email